Вейпинг и курение. История рынка, его развитие и потенциал.

post-img

Вейпинг и курение. История рынка, его развитие и потенциал.

Начнем с начала…

Общеизвестным фактом является то, что табак на территорию Европы завез Христофор Колумб во время своей экспедиции 1492 года. Существует легенда, что таким образом индейцы отомстили всем белому населению планеты. Впрочем, для некоторых европейцев подобная месть стала отличным источником дохода.
Уже в 16 веке табакокурение с безумной скоростью распространилось по всей территории Европы. Само собой, это произошло не без помощи влиятельных людей того времени, которые довольно быстро сформировали табачное лобби и начали продвигать новый продукт на рынок. Несмотря на довольно обширную борьбу с курением, которая началась практически сразу после его появления, курильщики одержали уверенную победу!

Государство – в числе самых заинтересованных

Король Испании Филипп III был первым, кто задумывался не столько о вреде или пользе табака, сколько о возможной выгоде, и стал первым из тех, кто обложил налогом ввоз табака на территорию своей страны и установил монополию на сбыт табака со стороны государства. Спустя некоторое время, вдохновившись его примером, Иаков I, король Англии, обложил ввоз табачной продукции пошлиной в 2000%! Далее налог на табак ввели в Португалии в 1644 году, в Австрии в 1679 и в 1674 во Франции. Петр I, проанализировав опыт европейских коллег, активно принялся насаждать табакокурение в Российской Империи. Любопытно, почему, не так ли? 🙂

Приток средств в государственную казну Англии в 17 веке от импорта табака приближался к 38 миллионам фунтам – с учетом инфляции, огромные деньги в то время. В 18-19 веке трубки и сигары стали стремительно терять свою долю рынка: на смену им пришли знакомые всем нам сигареты (в приблизительно таком же виде, в каком они существуют сегодня). Тому есть несколько причин: дешевизна производства, более высокая маржинальность, определенное удобство использования и главное – сигареты вызывают значительно большую зависимость в сравнении с другими табачными продуктами.

К началу 21-го века, табака как-такового в сигаретах стало намного меньше, в ход пошли различные химические составляющие, повышающие срок хранения изделий и значительно увеличивающие зависимость. Прогресс в этом деле продвинулся настолько, что химические компоненты в составе табачной смеси стали влиять не только на общую зависимость курильщика, но и на лояльность к определенному бренду. Так, к примеру, человек, продолжительный период времени курящий определенную марку сигарет, не станет переходить на другую.
На смену обычным сигаретам приходят электронные – где табака нет вообще, исключительно химия. Пускай и большинство составляющих имеют органическую природу.

Что дальше?

А дальше следует вывод: ни один тренд не может существовать столь продолжительное время (электронная сигарета была изобретена и запатентована в 2007 году) без серьезных финансовых влитий. Табачные корпорации, которые имеют реальную власть над своими клиентами и правительством многих стран, не станут разрушать сложившийся тренд. Пускай вначале некоторые из них и не высказывали особого оптимизма по поводу потенциала вейп-индустрии, некоторые попытались зайти на рынок со своими продуктами (например, IQOS), другие же активно присматриваются и финансируют. Очень похоже на то, что в ближайшее время вейпинг никуда не исчезнет. Правила и ограничения на законодательном уровне пускай и окажут некоторое краткосрочное влияние (уже оказывают, например, в Европе), рынок все равно выравнивается. По сути своей, электронные сигареты имеют реальный потенциал заменить обычные, от чего табачное лобби только выиграет: их клиенты смогут жить дольше, дольше не замечать последствий употребления данных изделий (как бы там ни было, но, похоже, вейпинг все же безопаснее курения) и, соответственно, приносить больше прибыли компаниям-производителям.

Все в выигрыше! Только вот деньги зарабатывать продолжат все те же люди…